Наука в ХАИ
С самого момента создания в 1930 г. Харьковский авиационный институт развивался не только как кузница кадров для авиационной, а позднее, и для ракетно-космической промышленности, но и как ведущая научная организация в области авиационно-космической техники и технологии.Многим разработкам ХАИ может быть присвоен эпитет "впервые".
Так уже в 1932 г. сотрудником ХАИ, авиаконструктором И.Г. Неманом при активном участии студентов был создан первый в Европе пассажирский самолет "ХАИ-1" с убирающимся шасси, который показал рекорд скорости 292 км/час. С 1934 по 1940 гг. эти самолеты эксплуатировались на регулярных пассажирских авиалиниях.
В 1935 г. преподавателем института А.М. Люлькой, ставшим впоследствии генеральным конструктором, был спроектирован первый в СССР турбореактивный двигатель.
С 1937 г. в ХАИ работал первый в Украине студенческий ракетный кружок, ставший основой для развития научных исследований в области создания ракет и подготовки специалистов в этом направлении.
В 1948 г. преподаватель ХАИ Р.В. Пихтовников получил пионерское авторское свидетельство на способ штамповки взрывом, положившее начало всемирно известной научной школе "Обработка материалов импульсными источниками энергии".
Этот список можно продолжать и продолжать.
Сегодня ХАИ - это мощный учебно-научный комплекс, имеющий глубокие научные традиции, хорошо известный и признанный не только в Украине, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Более сорока ведущих ученых ХАИ в разные годы стали лауреатами Государственных премий СССР, УССР, Украины.
В университете успешно функционируют более двадцати научных школ, представители которых проводят научные исследования в области фундаментальных и прикладных направленный математики, физики твердого тела, механики жидкости, газа и плазмы, проблем разработки и создания современных образцов авиационно-космической техники, двигателей, приборов и радиоэлектронных систем, информационных технологий. Подготовка специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру ХАИ ведется по тридцати четырем научным специальностям.
Университетская наука делает весомый вклад в развитие национальной аэрокосмической науки, техники, технологии, машино- и приборостроения.
Среди уникальных объектов научной базы университета следует отметить два объекта, имеющие статус Национального достояния Украины - аэродинамический комплекс и научно-исследовательский институт проблем физического моделирования режимов полета. Другие научные объекты - стенд для натурных испытаний компрессоров авиационных двигателей мощностью до 4000 кВт, стенд моделирования системы двухфазной термостабилизации космических станций, учебно-научный центр компьютерных технологий CAD/CAM/CAE, спутниковые навигационные системы "ГЛОНАС" и "ЦИКАДА"; моделирующий автоматизированный сертификационный стенд солнечной энергетики, зал и оборудование для испытаний на прочность и сертификации летательных аппаратов, стенды диагностики авиационных двигателей; зал и оборудование для испытаний электроракетных двигателей в условиях космического вакуума; научно-исследовательский полигон для штамповки деталей энергией взрыва и многие другие также не имеют аналогов в Украине, а многие - и в мире.
Ученые ХАИ активно сотрудничают с ведущими организациями, фирмами и правительственными учреждениями многих стран мира. Более чем в двадцати странах близкого и дальнего зарубежья, среди которых Россия, Германия, Франция, Нидерланды, США, КНР, Мексика, Австралия внедрены научно-технические разработки ученых ХАИ. Проводится подготовка магистров в политехническом университете в Мексике. Государственным Комитетом по науке и технике Мексики ХАИ включен в реестр университетов, обучение в которых финансируется государством.
В ХАИ проводятся научно-исследовательские работы по следующим направлениям:
- летные испытания новых образцов самолетов с помощью динамически подобных летающих моделей;
- разработка и создание беспилотных летательных аппаратов для наблюдения, картографирования и другого назначения;
- технологии и оборудование для высокоскоростного формообразования листовых деталей (штамповка взрывом, электрогидравлическая штамповка, импульсное резание проката, брикетирование стружки и др.);
- комплексные исследования усталости и долговечности конструкций, прогнозирование ресурса;
- исследование в области дозвуковой и сверхзвуковой аэродинамики;
- технологии нанесения покрытий со специальными свойствами (ионно-плазменные, газоструйные, газо-детонационные и др.);
- моделирование и синтез теплоэнергетических систем;
- проектирование конструкций из композиционных материалов;
- разработка медицинских компьютерных информационных и диагностических комплексов (кардиографы, энцефалографы, реографы, спирографы и др.);
- компьютерные системы диагностики авиационных двигателей;
- создание высокоэффективных електроракетних двигателей;
- разработка газоструйного термоинструмента (для резки гранита, очистки поверхностей, нанесения антикоррозийных покрытий и др.);
- исследование газодинамических процессов в авиационных двигателях;
- системные технологии проектирования;
- разработка и создание нетрадиционных энергосистем (источников электроэнергии на основе солнечных батарей, ветроэнергетических комплексов);
- дистанционное зондирование поверхности с аэрокосмических носителей;
- разработка систем управления и контроля летательных аппаратов;
- разработка и создание высокоэффективных холодильных агрегатов для пищевой промышленности;
- технологии сварки разнородных цветных металлов;
- разработка и создание оборудования на воздушной подушке;
- оборудование для контроля качества авиационных, автомобильных и котельных топлив, повышения эффективности работы котельных станций, которые используют нефтепродукты;
- оборудование для буровых установок (каротажные системы, регистраторы момента на валу ротора и др.).
Мы всегда готовы к сотрудничеству!