Развитие рыночных отношений и свертывание плана административной системы управления привели к появлен и стремительному развитию до этого незнакомой большинс населения профессии менеджер.
Организация и управление необходимы везде, где есть вместная деятельность людей. Ранее в нашей стране управл ческие кадры готовились путем выдвижения и дополнитеного обучения специалистов, обладавших организаторскими способностями. За последние 10 лет менеджмент выделился в самостоятельное, быстро развивающееся, разветвленное и наполненное различными специализациями направление.
Словарь двадцатилетней давности дает такое определение менеджмента: «Менеджмент (от английского management — управление, заведование, организация) — управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли».
В настоящее время понятие менеджмент намного шире. Помимо производственного, это и информационный, и финансовый, и международный менеджмент, и управление персоналом. Менеджеры работают в области торговли, сервиса, туризма, транспорта, промышленности, искусства, спорта, социальной сферы, здравоохранения и т. д.
Содержание труда менеджера в значительной мере определяется сферой его деятельности. Общими для всех специализаций являются организация и координация, оценивание и стимулирование деятельности персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника.
Менеджер обеспечивает анализ и решение организационных, экономических, социальных вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы подбора, приема и перемещения персонала.
Условия труда. Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском. Общение в труде очень интенсивно.
Менеджеру нужна подготовка в области экономики, прав маркетинга, рекламы, социальной психологии, психологии тр да и управления. Он должен знать трудовое законодательств организацию производства, владеть навыками общения с людми и техникой ведения коммерческих переговоров.
Доминирующая профессиональная направленность — работу с людьми. Профессиональный тип личности — социальный и предпринимательский.
Доминирующие интересы — к общественной работе, у равлению, экономике, математике, праву, педагогике, сфере обслуживания, торговле, к областям знаний, связанных с вы ранной специализацией. Сопутствующие интересы — к и тории, литературе, журналистике, социологии, психологии.
Необходимые качества: сообразительность, рассудитея ность, ответственность, высокая эмоционально-волевая уста чивость, развитые аналитические, коммуникативные и opi низаторские способности, готовность к разумному риску. ( должен быть смелым, решительным, обязательным, самокретичным, способным анализировать ситуацию и работат людьми.
Медицинские ограничения. Работа не рекомендуется лицам страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервные системы, имеющим дефекты речи и физические недостатк
Родственные профессии: маркетолог, аналитик, брок экономист, предприниматель, администратор, организа специалист по связям с общественностью.
Перспективы профессионального роста — повыше квалификации, получение образования в смежных облас административное продвижение.
В настоящее время менеджер является востребованной профессией на рынке труда, особенно в области продаж и сфере услуг.