Содержание труда. Продавец-консультант выступает в качестве посредника между производителями сложных видов товаров и населением.
Продавец-консультант рассказывает покупателям об ассортименте, подробно разъясняет характеристики, параметры, свойства товара, поясняет способы использования, хранения и ухода. Консультирует по вопросам преимущества различных моделей, помогает в выборе, предлагает взаимозаменяемый товар. Подсчитывает общую стоимость покупки, проверяет реквизиты чека, оформляет гарантийные паспорта на товары, проверяет комплектность, наличие пломб, упаковывает товар, выдает покупку. Следит за состоянием потока покупателей и порядком в торговом зале. Своевременно пополняет запас товаров.
Продавец-консультант незаменим в торговле товарами широкого потребления и продуктами питания в условиях их богатого ассортимента, в торговле бытовыми приборами, компьютерной техникой, изделиями автотранспорта, санитарно-тех-ническими средствами, новыми видами парфюмерно-косметической продукции.
Подготовка и трудовая деятельность продавца-консультанта специализирована по предметному признаку (по типу продаваемого товара).
Условия труда. Работа продавца-консультанта проходит в специально оборудованных торговых залах, павильонах, на выставочных стендах — в помещении или на воздухе. Может быть индивидуальной или в составе группы. Организована в одну или две смены. Общение в труде очень интенсивное.
Продавец-консультант должен хорошо знать правила торговли товарами определенной группы, их ассортимент, классификацию, назначение, способы использования, хранения и ухода за ними, быть в курсе состояния потребительского спроса.
Доминирующая профессиональная направленность —на работу с людьми. Профессиональный тип личности — социальный и предпринимательский.
Доминирующие интересы — к торговле, работе в сфере обслуживания, экономике, к областям знаний, необходимым для производства, потребления и эксплуатации конкретного вида товара. Сопутствующие интересы — к педагогике, литературе, истории, общественной работе, математике, иностранному языку.
Необходимые качества. Для успешного выполнения работы продавец-консультант должен обладать хорошо развитыми коммуникативными качествами — умением легко вступать в контакт, выявлять пожелания покупателя, доходчиво объяснять, наглядно демонстрировать тозар в действии. Необходимы высокая эмоциональная устойчивость, работоспособность, развитая оперативная память, высокая степень распределения и переключения внимания, хорошая ручная умелость.
Препятствуют успешной деятельности необщительность, инертность, низкая нервно-психическая устойчивость.
Медицинские ограничения. Работа противопоказана лицам, страдающим хроническими инфекционными заболеваниями и бактерионосительством, болезнями кожи, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, снижением слуха и зрения.
Родственные профессии: администратор торгового зала, консультант сферы услуг, рекламный агент, торговый представитель, менеджер по продажам, коммерсант.
Профессию продавца-консультанта можно получить после получения профессии продавца на специальных курсах или по месту работы, а также путем дополнительной подготовки в области торговли специалистов других областей (техников, технологов и т. д.).
Перспективы профессионального роста продавца-консультанта — повышение квалификации, получение специализаций по другим видам товаров, карьерный рост внутри торговой компании, продолжение образования в области торговли — получение среднего специального образования по специальности «Товароведение», высшего образования по специальности «Коммерция (торговое дело)» или «Товароведение и экспертиза потребительских товаров».