Содержание труда. Проводит обучение учащихся в школа, лицеях и гимназиях по общеобразовательным предметам — физике, математике, химии, русскому языку и литературе, иностранному языку, биологии, географии, истории, физической культуре, изобразительному искусству, музыке, основам безопасности жизнедеятельности и т. д.
Учитель планирует учебный материал по соответствующему предмету, обеспечивает выполнение учебной программы, участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы учащихся, стимулирует познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний, умения применять знания на практике.
Проводит дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Оснащает и оформляет учебный кабинет.
Изучает и учитывает индивидуальные особенности учащихся, участвует в работе с родителями.
Должен в совершенстве знать предмет, методику его преподавания, педагогику, педагогическую, возрастную и социальную психологию, формы и методы обучения и воспитания учащихся, основы гигиены и педиатрии, этики и эстетики. Должен быть эрудирован по широкому кругу вопросов.
Условия труда. Работа проходит в условиях большой нервно-психической и коммуникативной нагрузки. Общение в труде интенсивно.
Доминирующие интересы — педагогика, предмет преподавания, общественная работа, психология; сопутствующие — смежные с предметом преподавания дисциплины, история, философия, искусство, социология, экономика, право, журналистика.
Области применения — общеобразовательные учебные заведения начального и среднего образования, специализированные школы, учреждения культуры и дополнительного образования.
Доминирующая профессиональная направленность — на работу с людьми и знаковыми системами. Профессиональный тип личности — социальный, исследовательский, артистический.
Необходимые качества. Для успешной работы учитель должен обладать развитыми интеллектуальными способностями (особенно в части вербального интеллекта), высокой концентрацией, умением распределять и переключать внимание, большим объемом оперативной и долговременной памяти; высокой эмоциональной устойчивостью — выдержкой, самообладанием; развитыми коммуникативными качествами — доброжелательностью, чуткостью, тактом, сопереживанием; хорошей дикцией, способностью к яркому и логически выстроенному изложению материала; энергичностью, работоспособностью, умением увлечь своим предметом, высокой общей культурой.
Перспективы профессионального роста — повышение квалификации, повышение разрядности, присвоение категорий, административный рост, обучение в аспирантуре, методическая и научная работа.
Профессия учителя имеет постоянный устойчивый спрос на рынке труда.