Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium — способность,
изобретательность) — специалист с техническим образованием, создатель
информации об архитектуре материального средства, его функциональных свойствах,
системах контроля и программирования, технологии изготовления этого средства (продукта), методах наладки и испытаний самого
средства и его материального воплощения, и осуществляющего руководство и
контроль за изготовлением продукта.
Основной инженерной задачей считается разработка новых и оптимизация существующих решений.
Например, оптимизация проектного
решения (в т. ч. вариантное проектирование), оптимизация технологии и
т. п. Разработка принципиально новых решений (в т. ч. изобретений) составляет малую часть инженерного
труда, но наиболее значимую.
Первоначально инженерами называли лиц, которые управляли
военными машинами. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI
веке в Голландии применительно к строителям мостов и
дорог, затем в Англии и других странах.
В русской армии XVI
века инженеры назывались «розмыслами». Понятие и звание инженер давно
применялись в России, где инженерное образование началось с основания в 1701г.
в Москве школы математических и навигационных наук, а затем в 1712 г. первой
инженерной школы. Первым инженерным учебным заведением России, начавшим давать
систематическое образование, становится основанная в 1701 году Петром I Школа математических и
навигационных наук.
Современная система высшего инженерного образования
рождается в девятнадцатом веке. В её основу была положена немецкая система
технического образования.
Первым высшим инженерным учебным заведением становится в 1810
году Главное инженерное училище
Российской империи (ныне ВИТУ) (основано в 1804
году), добавлением дополнительных офицерских классов и двухгодичным
продолжением обучения офицеров, в отличие от всех других кадетских корпусов и
инженерных учебных заведений России. Как писал выдающийся учёный механик и
выпускник Института инженеров путей сообщения Тимошенко, Степан Прокофьевич в
своей книге «Инженерное образование в России», образовательная схема Главного Инженерного Училища,
родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением
Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем именно на примере Института
инженеров путей сообщения распространилась в России, и сохраняется до сих пор.
Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на довольно
высоком уровне уже на первых курсах и давать студентам достаточную подготовку
по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения
инженерных дисциплин.[1]
В дальнейшем в течение всего девятнадцатого века продолжилось создание
различных специализаций и направлений высшего инженерного образования,
происходившее в процессе перехода наиболее передовых инженерно-технических
учебных заведений Российской империи к системе высшего образования. Это
приводило к качественному развитию, так как каждое учебное заведение создавало
несуществовавшую до этого свою собственную программу нового направления или
специализации высшего инженерного образования, позитивно сотрудничая и
заимствуя передовой опыт других, по-братски обмениваясь инновациями и взаимо
обогащая друг друга. Одним из выдающихся организаторов и символов этого
процесса был Дмитрий Иванович Менделеев.
С целью взаимной информационной поддержки, для организации и
развития научной деятельности для пользы общества, а также для личного
профессионального роста, инженеры объединяются в союзы и объединения.
Например, Институт инженеров
электротехники и электроники или Казахское
инженерное сообщество.
Порой, инженеры принимают активное участие в политической
жизни, так советские инженеры, в большинстве своем, поддерживали
демократические тенденции 90-х годов.
В Российской Федерации за основу принята англо-саксонская
модель системы образования.
Должностные обязанностиПримерный список должностных обязанностей инженера: - С использованием средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, выполняет работы в области научно-технической деятельности по проектированию, строительству, информационному обслуживанию, организации производства, труда и управления, метрологическому обеспечению, техническому контролю и т. п.
- Разрабатывает методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по осуществлению разработанных проектов и программ.
- Проводит технико-экономический анализ, комплексно обосновывает принимаемые и реализуемые решения, изыскивает возможности сокращения цикла выполнения работ (услуг), содействует подготовке процесса их выполнения, обеспечению подразделений предприятия необходимыми техническими данными, документами, материалами, оборудованием и т. п.
- Участвует в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия), в проведении мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы.
- Изучает и анализирует информацию, технические данные, показатели и результаты работы, обобщает и систематизирует их, проводит необходимые расчеты, используя современную электронно-вычислительную технику.
- Составляет графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, карты, схемы, другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам и в определенные сроки.
- Оказывает методическую и практическую помощь при реализации проектов и программ, планов и договоров.
- Осуществляет экспертизу технической документации, надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией оборудования.
- Способствует развитию творческой инициативы, рационализации, изобретательства, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники, использованию передового опыта, обеспечивающих эффективную работу предприятия.
Необходимые знания- директивные и распорядительные документы, методические и нормативные материалы по вопросам выполняемой работы; перспективы технического развития и особенности деятельности предприятия (подразделений предприятия);
- принципы работы, технические характеристики, конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
- методы исследования, правила и условия выполнения работ;
- основные требования, предъявляемые к технической документации, материалам, изделиям;
- действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по составлению и оформлению технической документации;
- методы проведения технических расчетов и определения экономической эффективности исследований и разработок;
- достижения науки и техники, передовой отечественный и зарубежный опыт в соответствующей области деятельности;
- основы экономики, организации труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда.
|